Мобильное мошенничество

Что делать, если Вы стали жертвой мошенника?


Если Вы считаете, что стали жертвой телефонных мошенников Вы можете обратиться в правоохранительные органы по факту мошенничества. Оператор сотовой связи не несет ответственность за действия мошенников и не может исполнять функции правоохранительных органов – по привлечению к ответственности лиц, совершивших противоправные действия в отношении абонентов.

Уважаемые Абоненты!
Пожалуйста, будьте бдительны, не попадайтесь на уловки мошенников!

Уважаемые абоненты, просим принять во внимание участившиеся случаи рассылки вирусных сообщений через приложения WhatsApp и Viber.

В настоящий момент участилась отправка сообщений, в которых говорится о стороннем приложении, установка которого якобы позволяет пользоваться бесплатным доступом к сети Интернет. В тексте сообщения содержится ссылка на скачивание вредоносного приложения или ведущая на зараженный сайт.

При этом текст подобных сообщений может меняться. Главный мотив рассылки – побудить абонента пройти по ссылке. Особенностями таких рассылок являются ложная информация о каком-либо весьма выгодном предложении, ссылка, на которую предлагается пройти, а также просьба переслать сообщение другим абонентам.

Чем может быть опасно прохождение по ссылке:

- Подписка к незапрошенному контенту.

- Заражение смартфона вредоносным ПО, которое в автоматическом режиме может передавать
конфиденциальную информацию на удаленный сервер и многое другое.

 

АО «Кселл» просит абонентов сохранять бдительность и придерживаться следующих простых правил:

- Проверяйте информацию при получении слишком выгодного предложения.  
- Установите антивирусное ПО на свой смартфон и периодически обновляйте его.
- Не открывайте ссылки при получении сообщений от неизвестных адресатов, если же подозрительное сообщение пришло от вашего знакомого, то свяжитесь с ним для получения дополнительной информации.

Мошенники производят массовую SMS рассылку на абонентские номера. В сообщении указана ссылка, при прохождении по которой на телефон абонента автоматически скачивается файл, содержащий вирус. Действия вируса могут быть различными, от передачи ваших конфиденциальных данных злоумышленникам до несанкционированной отправки с вашего телефона дорогостоящих SMS».

Пример текста SMS:

«Ваш друг оставил комментарий к вашему фото, на сайте mms-mobile.ru, чтобы открыть, нужно пройти по ссылке mms mobile.ru/346356».

Как поступить?

Не рекомендуется переходить по ссылкам, содержащимся в SMS от неизвестного и/или подозрительного источника. Велика вероятность того, что содержимое на этом сайте – вирусная программа, которая устанавливается на телефоны с операционной системой. При получении подобных сообщений, позвоните в справочно-информационный центр нашей Компании для того, чтобы уточнить полученную информацию.

На Ваш сотовый телефон поступает звонок или SMS, с информацией о том, что некой крупной компанией (радиостанцией, сетью магазинов и пр.) проводится акция (лотерея), и Вы стали обладателем ценного приза (сотовый телефон, автомобиль, бытовая техника, квартира и пр.). Затем мошенники Вас просят перечислить определенную сумму денег на номера, или просят приобрести карты оплаты и сообщить их секретный код, под видом уплаты налогов в счет выигранного приза или оплаты доставки товара.

Как поступить?

Прежде, чем производить какие-либо действия, постарайтесь выяснить, проводится ли на самом деле такая акция, обратившись в справочно-информационный центр нашей Компании.
Помните, что зачастую компании, от имени которых приходят сообщения, в действительности не имеют к такой информации никакого отношения. Мошенники, зная высокую деловую репутацию таких компаний, используют их названия (бренды, торговые марки) для введения абонентов в заблуждение.

Компании, проводящие акции, не просят перечислять деньги, в том числе путем сообщения секретных кодов карт оплат.

Если Вас просят ответить на короткий номер (в основном, 4-значный), то это, скорее всего, дорогостоящие услуги контент - провайдеров (когда стоимость 1 SMS может составлять несколько сотен тенге).

Примеры текста SMS:

"Вы получили голосовое сообщение (или MMS) и для того, чтобы его прослушать (просмотреть), Вам необходимо отправить SMS на номер ХХХХ с кодом YYYY".
Если Вы на самом деле получили голосовое сообщение, то уведомление на Ваш номер должно прийти от отправителя «2000». Если же в поле «отправитель» будет любой другой номер, то данное сообщение является мошенническим, т.е. после отправки сообщения на указанный номер, со счета абонента снимается сумма, как правило, намного превышающая стоимость прослушивания голосового сообщения.

"Уважаемый пользователь! Вам необходимо активировать Ваш номер. Для этого отправьте SMS на номер ХХХХ с текстом YYYY. Активация бесплатная». Активация номера производится один раз при покупке номера и дальнейшие действия с номером только через абонентские отделы и точки продаж"

"Здравствуйте! Вас беспокоит мама Жасмин, которой срочно необходима операция. Отправив сколько не жалко SMS на номер ХХХХ с текстом YYYY, Вы внесете свой вклад в ее выздоровление. Стоимость SMS 25 тг. Спасибо Вам!"

Как поступить?

При получении подобных сообщений, позвоните в справочно-информационный центр нашей Компании для того, чтобы уточнить полученную информацию.

На Ваш сотовый телефон поступает звонок, звонящий представляется Вашим родственником или другом (коллегой) и взволнованным голосом сообщает, что с ним произошел несчастный случай. Например, он стал участником ДТП, совершил наезд на пешехода и т.д. И у Вашего «родственника» («друга/коллеги») именно в этот момент сломался телефон (потерялся, сели батарейки и пр.), поэтому приходится звонить с чужого. А поскольку ему необходимо совершить еще немало звонков, он просит Вас пополнить его баланс. Далее следует просьба купить карты оплаты и сообщить по телефону секретный код.

Как поступить?

Прежде всего попытайтесь сразу же связаться с Вашим родственником или другом, якобы попавшим в беду, или добыть сведения о нем из достоверных источников. А если сам мошенник представился Вашим родственником (другом/коллегой), то необходимо задать ему несколько вопросов, которые могут позволить Вам проверить вашего собеседника, тот ли он, за кого себя выдает. Имейте в виду, что мошенники нередко используют данные из социальных сетей и бывают способны ответить на некоторые вопросы, которые Вы можете задать для идентификации собеседника. Так им могут быть известны место жительства, марка автомобиля, семейное положение, имена и фамилии родственников и другие данные.

На экране Вашего компьютера/смартфона появляется сообщения следующего содержания:

- В Вашем компьютере обнаружен вирус. Для его устранения отправьте сообщение на номер ХХХХ с текстом YYYY.

- Лицензия Вашей операционной системы Windows закончена, для ее продления отправьте сообщение на номер ХХХХ с текстом YYYY и т.п.

- Ваше устройство блокировано в связи с тем что вы находитесь на запрещенных сайтах, просим оплатить штраф. Министерство информаций. И т.п.

Как поступить?

Ни в коем случае не отправлять сообщения на указанный короткий номер, вместо этого позвонить в справочно-информационный центр компании и получить рекомендации в отношении дальнейших действий.
В большинстве случаев сообщения подобного рода являются мошенническими, и отправка смс не решит Вашей проблемы.

- Мошенники, при получении доступа к Вашей Sim-карте, при помощи специальных устройств могут создать дубликат (клон) Вашей Sim-карты. В последующем, используя данный дубликат, они получат возможность осуществлять звонки, направлять CMC и получать иные услуги сотовой связи от Вашего имени и за счет денег на лицевом счете Вашего абонентского номера.

- Известные на сегодняшний день методы клонирования Sim-карт, основаны на физическом использовании оригинала Sim-карты. Те есть, без наличия в своем распоряжение оригинала Sim-карты, злоумышленники не смогут произвести ее клонирование.

Меры предосторожности:

- В случае передачи Вашего телефона третьему лицу (для ремонта и пр.) рекомендуем вынимать SIM - карту из телефона.

- Важно помнить о том, что незаконное создание дубликата Sim – карты запрещено и влечет установленную законодательством Республики Казахстан уголовную ответственность.

На сегодняшний день Вы можете встретить предложения о приобретении различных сервисов, таких как: «Программа для чтения его/ее SMS»; «Программа прослушивания ее/его телефона»; «Контроллер телефонов»; «Мобильный детектор»; «Мобильный локатор» и т.д. Как видно из названий, мошенники предлагают абонентам читать чужие SMS-сообщения, отслеживать историю звонков другого абонента или определять место нахождения абонента и т. д.

На сегодняшний день Компания не располагает информацией о действительности существования таких программ, которые позволяют считывать и передавать информацию третьим лицам. Возможно, данные действия мошенники осуществляют путем использования специальных устройств или программ, которые обманным путем устанавливаются в сотовый телефон абонента

Как поступить:

- Для предотвращения подобных действий рекомендуем не передавать Ваш сотовый телефон другим лицам. Для защиты сотового телефона от несанкционированного доступа Вы можете установить пароль на разблокировку (читайте инструкцию к Вашей модели телефона).

- Важно помнить, что нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и иных сообщений запрещено и влечет за собой уголовную ответственность установленную законодательством Республики Казахстан.

Участились случаи мошеннических банковских переводов с платежной карты в счет оплаты услуг сотовой связи или покупки товара.

Наши рекомендации:

- Производить оплату в магазинах, местах отдыха только в вашем присутствии;

- Не предоставлять никому устно или письменно реквизиты своей банковской карты;

- Не хранить в письменном виде PIN и секретное слово;

- Подключить SMS уведомление от банка. Эта услуга поможет вам получать моментальные уведомления обо всех изменениях с денежными средствами на вашей карте.

В случае обнаружения подозрительных транзакций вам нужно как можно быстрее обратиться в банк и заблокировать карту, а также написать заявление в правоохранительные органы.

Для того чтобы определить приложения, которые сами отправляют SMS, и ограничить их на отправку SMS без вашего согласия, необходимо сделать следующие шаги:

  • Eсли у Вас телефон (Samsung, HTC, LG, Sony Ericsson Xperia, Alcatel) на оперативной системе Android, то пройти в Настройки -> Приложения -> Управление приложениями. Появится список всех установленных приложений в телефоне. Нужно зайти в каждое приложение и посмотреть описание. В тех приложениях, которые сами отправляют SMS, в описании снизу стоит галочка «Возможность отправки SMS».
  • Eсли у Вас телефон (Nokia C, E, N) на оперативной системе Symbian, то пройти в Параметры -> Диспетчер приложений -> Установленные приложения. Появится список всех установленных приложений в телефоне. Можно выделить каждое приложение и запретить использование SMS следующими действиями. Функции -> Параметры приложения -> Использование SMS –> Запретить.
  • Перепроверяйте информацию, полученную от неизвестных лиц, которые представились Вашими родственниками, друзьями, знакомыми и требуют поспешных действий, таких как - перевод денежных средств, загрузка карт оплаты, отправка SMS на короткий номер!
  • Перед участием в какой-либо акции/розыгрыше призов, позвоните в справочно-информационный центр нашей Компании и уточните, проводится ли на самом деле такая акция/розыгрыш и узнайте стоимость звонка/SMS.
  • Не спешите загружать ссылку, которая пришла от неизвестного номера, чтобы просмотреть какую-либо информацию/MMS/голосовое сообщение и пр.
  • Заранее ознакомьтесь с описанием незнакомых/не проверенных приложений, прежде чем устанавливать их на телефон. Возможно это вирус, который самостоятельно может отправлять SMS или осуществлять звонки.
  • Будьте внимательны! Не отправляйте SMS для того, чтобы устранить вирусы на Вашем компьютере и продлить лицензии программного обеспечения, так как подобные схемы на данный момент не реализованы.
  • Рекомендуем осуществлять ремонт и обслуживание Вашего телефона только в официальных/проверенных сервисных центрах. В случае передачи Вашего телефона третьим лицам (для ремонта и пр.), также рекомендуем вынимать SIM-карту из телефона.
  • Обратите внимание, что информация об условиях проведения различных акций, викторин и розыгрышей, организуемых самостоятельно или с участием партнеров нашей Компании, доступна на корпоративных сайтах компании (www.kcell.kz, www.activ.kz) или в абонентских отделах. Кроме того, Компания не проводит никаких рекламных акций, связанных с предоставлением секретного кода карт оплаты другим лицам, а также не производит никакие технические работы с привлечением абонентов, в том числе связанных с необходимостью ввода, отправления с сотового телефона какой либо информации, произведения звонка или смены паролей доступов.

За консультацией Вы можете обратиться в круглосуточную Call Center Компании по телефонному номеру 8 (727) 2588300, 8 (727) 2588000 или с сотового для абонентов - 3030 (стоимость звонка, согласно тарифу activ).